Отличники, Музей русского импрессионизма, 9 февраля — 21 мая 2023

Работы молодых русских мастеров из европейских путешествий рубежа XIX – XX веков

Айвазовский Поленов Кустодиев Ге

Бродский Яковлев Шухаев Репин

Партнер выставки

Куратор выставки — Ольга Юркина

В конце XIX — начале XX самые перспективные выпускники петербургской Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества получали возможность после окончания учебы отправиться в пенсионерскую поездку «для усовершенствования в искусстве» — путешествие по Европе: Франции, Германии, Италии и другим странам. В работах, созданных молодыми художниками за рубежом, мы видим и то новое, что они узнали и успели увидеть в Европе, и усвоенные уроки мастеров Старого Света, и эксперименты в духе новой живописи, и оригинальные творческие решения.

Продолжение выставки «Отличники» — камерная экспозиция зарубежной живописи на третьем этаже музея.

Здесь представлены работы европейских художников, чьи имена встречаются в письмах и воспоминаниях русских живописцев о заграничных поездках.

В этот период в Старом Свете классическая традиция живописи сменяется разнообразием модернистских течений — этот переход можно наблюдать и в работах художников, представленных на выставке: Генриха Семирадского и Ивана Айвазовского, Василия Поленова и Ильи Репина, Бориса Кустодиева и Исаака Бродского, Александра Яковлева и Василия Шухаева. За границей молодые мастера осваивают приемы художников барбизонской школы, пишут «передвижнические» сюжеты в импрессионистической манере, работают в жанре масштабной картины-панно, создают символистские композиции.

Константин Горбатов

Кьоджа. Италия. 1913

Холст, масло

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Первый художественный проект в России, столь масштабно адаптированный для слабовидящих и незрячих гостей.

Партнер инклюзивной программы

Выставка «Отличники» — первый художественный проект в России, столь масштабно адаптированный для слабовидящих и незрячих гостей.

Традиционно к избранным произведениям представлены тактильные копии. Семь макетов, созданных при поддержке партнера инклюзивной программы Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» в рамках программы «Особый взгляд», по окончании проекта дополнят постоянные экспозиции региональных музеев. Составить полноценное впечатление о работах помогают ароматы-состояния от незрячих парфюмеров Pure Sense.

РУССКИЕ АКАДЕМИСТЫ

Василий Поленов

Белая лошадка, Нормандия. 1874

Холст, масло. 24,7 × 30

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова

Василий Поленов

На берегу моря. 1875

Дерево, масло. 22,8 × 35

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова

Илья Репин

Окраина Парижа. Монмартр. Этюд. 1874

Картон, масло. 24,7 × 32,3

Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых, Киров

Василий Поленов

Старые ворота. Вёль. 1874

Холст на картоне, масло. 30,5 × 24,5

Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск

Василий Поленов. 1844–1927

Илья Репин. 1844–1930

Василий Поленов и Илья Репин окончили Академию художеств в 1871 году с правом пенсионерской поездки в Европу. При этом оба выбирают не Италию, а Францию, живут и работают в Париже, смотрят полотна импрессионистов, увлекаются живописью барбизонской школы и выезжают на пленэр в Нормандию. В столице нового искусства вчерашние студенты общаются с меценатом Саввой Мамонтовым, посещают вечера у пейзажиста Алексея Боголюбова и салон Полины Виардо и Ивана Тургенева.

Борис Кустодиев

Юлия Евстафьевна Кустодиева с сыном. 1904

Бумага на картоне, пастель. 50 × 65

Антикварная галерея «Петербург», Санкт-Петербург

Борис Кустодиев

Мужской портрет. Копия картины Диего Веласкеса «Конный портрет Филиппа IV»

Холст, масло. 79 × 64

Государственная Третьяковская галерея

Борис Кустодиев

Танцовщица в кабаре. 1904

Холст, пастель. 88,5 × 71,5

Государственный Русский музей

Елена Киселёва

У себя. 1908

Холст, масло. 80 × 63

Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского

Борис Кустодиев. 1878 – 1927

Елена Киселёва. 1878–1974

Выпускники мастерской Репина, Борис Кустодиев и Елена Киселёва, отправляются в Европу в 1900-е — но если Кустодиев вернется на родину намного раньше положенного срока, то Киселёва, напротив, и после окончания пенсионерской командировки будет жить и работать в Европе. Борис Кустодиев начнёт поездку в Париже, где будет проводить часы в Лувре и заниматься в частной студии Рене Менара; далее отправится в Испанию, где будет копировать живопись Веласкеса и Гойи и делать зарисовки пастелью в манере французского постимпрессиониста Анри де Тулуз-Лотрека. Елена Киселёва (1878–1974) работает в Париже с 1908 года. Дух французской столицы и посещение Академии Жюлиана определят живописную манеру художницы: она станет более декоративной, в решении фигур и фонов появится плоскостность, ярче будет выделен контур.

Генрих Семирадский

Две фигуры у статуи сфинкса. 1876

Холст, масло. 102 × 68,5

Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск

Генрих Семирадский

Дорога из Рима в Альбано. Этюд. 1873

Холст, масло. 78 × 62

Тверская областная картинная галерея

Генрих Семирадский. 1843–1902

Художник польского происхождения, Генрих Семирадский едет в Европу в 1871 году, получив большую золотую медаль Академии художеств за историческое полотно «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу». Античной же истории будет в целом посвящена вся пенсионерская поездка художника: написанную им в Мюнхене картину «Римская оргия блестящих времен цезаризма» купит великий князь Александр Александрович. При этом старая олива на дороге из Рима в Альбано пишется Семирадским на пленэре — с вниманием к световоздушной среде и цветовым переходам.

Исаак Бродский

Сказка. 1911

Холст, масло. 102,5 × 179,2

Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск

Исаак Бродский

Портрет Максима Горького. Капри. 1910

Холст, масло. 134,5 × 146,5

Мемориальный музей А. М. Горького Института мировой литературы Российской академии наук

Исаак Бродский

Дети на берегу моря. Капри. 1909–1919

Холст, масло. 66,5 × 97

Ярославский художественный музей

Александр Савинов. 1881–1942

Исаак Бродский. 1884-1939

Мастер масштабной декоративной картины-панно, Александр Савинов был родом из Саратова, а в Академии учился в репинской мастерской у Дмитрия Кардовского. В Европу — Париж и Лондон — Савинов в первый раз поедет в 1906 году, а в пенсионерскую командировку вместе с однокашником Исааком Бродским отправится в 1909-м. Ученик Репина в Академии художеств, Исаак Бродский (1884-1939) окажется в Европе в 1909-м: в Париже он посещает частные галереи, знакомится со знаменитым скульптором Огюстом Роденом, выставляет свои картины на осеннем Салоне. После Франции Бродский путешествует по Испании. Но любимой европейской страной для живописца стала Италия, куда он приехал в 1910 году, получив право на продолжение пенсионерства.

Василий Шухаев

Обезьяны. 1914

Бумага, сангина

Государственный Русский музей

Александр Яковлев

Человек и павиан. 1915

Холст, масло. 164,5 × 152

Государственная Третьяковская галерея

Василий Шухаев. 1887–1973

Александр Яковлев. 1887–1938

Ученики Дмитрия Кардовского в Академии художеств, Василий Шухаев и Александр Яковлев, ставшие ярчайшими представителями неоклассицизма в русской живописи, в пенсионерской поездке экспериментируют в духе европейского модернизма. Василий Шухаев (1887–1973) в 1912 году едет в Италию на средства Кружка поощрения молодых русских художников в Риме. В столице Шухаев много рисует в зоосаду сангиной для масштабного полотна «Поклонение волхвов», которое так и не было написано. Вместе со своим товарищем Александром Яковлевым (1887–1938) Шухаев работает над двойным автопортретом, на котором живописцы предстают в костюмах героев комедии дель арте — Пьеро и Арлекина. В Испании Яковлев напишет картину «Человек и павиан (Сиамский Вакх)», в которой синтезирует образы из древнегреческой пластики и мифологии, а также мотивы восточных (индуистских и тайских) легенд.

Михаил Демьянов

Пейзаж города. Амстердам. 1912

Холст, масло. 98 × 98

Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко

Ефим Чепцов

Соседки (Сплетницы). 1913

Холст, масло. 76 × 87

Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва

Михаил Демьянов

На реке у белого моста. Конец XIX — начало XX века

Холст, масло. 62,3 × 92,4

Химкинская картинная галерея имени С. Н. Горшина

Михаил Демьянов

Фламандская женщина. 1913

Холст, масло. 87,5 × 87,5

KGallery, Санкт-Петербург

Михаил Демьянов. 1873–1913

Ефим Чепцов. 1874–1950

Михаил Демьянов отправится в поездку в 1910 году и посетит Италию, Францию, Германию, а в 1911-м — Голландию. В пейзажах он работает импрессионистическими приемами; точечные мазки пуантилизма использует для изображения публики, отдыхающей на берегах реки в летний день; а в портретах читаются образы и линии Ван Гога, «подсмотренные» во время поездки по Голландии и Фландрии. Ефим Чепцов в 1912-м отправляется в пенсионерскую командировку в Париж, но вскоре перебирается в Неаполь. Итальянские работы Чепцова запечатлевают сценки из жизни простого народа, казалось бы, в духе передвижнической традиции, при этом в его картинах нет назидательности, но читается живой интерес к происходящему и героям.

Узнать больше о европейских путешествиях русских художников вы сможете в каталоге выставки. Иллюстрированное издание со статьями исследователей можно приобрести в музейном магазине или на сайте.

Купить каталог

Участникам Клуба Друзей музея — скидка 10% на каталог и другие товары из музейного магазина

А ещё Друзья в течение года проходят в музей бесплатно, получают скидки в кафе и участвуют в специальных мероприятиях: встречах с кураторами выставок, экскурсиях в лучшие музеи Москвы, архитектурных прогулках, творческих мастер-классах и многом другом.

Участие в Клубе Друзей дает право на неограниченное посещение постоянной экспозиции и временных выставок в течение года, позволяет быть в курсе событий и новостей, приобретать билеты на любые мероприятия музея по специальной цене и делать покупки в сувенирном магазине со скидками до 10%.

Аудио-прогулка по выставке на 60 минут

Бесплатный аудиогид доступен на подкаст-платформах

Закажите экскурсию и погрузитесь в атмосферу европейских впечатлений

Во время экскурсии вы узнаете о пенсионерских поездках русских художников второй половины XIX — начала ХХ века. Экскурсовод расскажет, что из себя представляли эти путешествия, какие художники удостаивались чести быть командированными в Европу и какое влияние эти поездки оказали на их творчество.

ЕВРОПЕЙСКИЕ ХУДОЖНИКИ

Партнер выставки

Во второй половине XIX века русские пенсионеры помимо Италии все чаще посещали Париж — Мекку нового искусства. Барбизонская школа, натурализм, пленэризм, импрессионизм, символизм — все эти направления вызывали восторг или негодование русских художников, а имена французских, шведских, немецких живописцев часто встречаются в их письмах и отчетах. Живой интерес академистов ко всему происходящему в современном искусстве Старого Света во многом определил пути обновления русской живописи на рубеже XIX–ХХ веков.

Гастон Ла Туш

Ночной праздник на воде. 1896

Холст, масло. 146,5 × 156,5

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Шарль Франсуа Добиньи

Лондон, Вестминстер. 1866

Дерево, масло. 32 × 59

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Паскаль Даньян-Бувре

Благословение новобрачных. 1880–1881

Холст, масло. 99 × 143

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

О МУЗЕЕ

Музей русского импрессионизма — современный частный музей, открытый в 2016 году на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик». Выставочные залы расположены на трех этажах футуристического здания-цилиндра, реконструированного специально для размещения коллекции музея.

Постоянная экспозиция знакомит посетителей с произведениями русских художников, работавших в импрессионистической стилистике, а временные выставки рассказывают о мастерах и феноменах отечественного искусства рубежа XIX–XX веков. Просветительские программы музея рассчитаны на самую широкую аудиторию.

При поддержке

Контакты

Москва, Ленинградский пр. 15, стр. 11

+7 495 145-75-55

hello@rusimp.org

Как проехать?

Время работы

Понедельник, вторник, пятница, суббота, воскресенье:

11:00 — 20:00

Среда и четверг:

12:00 — 21:00

Касса заканчивает работу за 30 минут до закрытия.

Вход в музей осуществляется по сеансам.

Перед посещением выставки рекомендуем ознакомиться с правилами музея.

Организатор выставки: Музей русского импрессионизма